das_gift: (Default)
[personal profile] das_gift
Лука делла Роббиа ( Luca della Robbia, 1400 — 23 февраля 1482) - итальянский скульптор и ювелир эпохи Возрождения, основатель династии художников. Наряду с Донателло и Лоренцо Гиберти Лука делла Роббиа принадлежал к мастерам, определившим пластику раннего итальянского Возрождения.

Лука ди Симоне ди Марко делла Роббиа родился в 1399 или 1400 году во Флоренции (Италия). Как пишет Вазари: "Родился Лука делла Роббиа, флорентийский скульптор… в доме своих предков, что под церковью Санта-Барнаба во Флоренции; дома же его подобающим образом воспитывали, пока он не научился не только читать и писать, но по обычаю большинства флорентийцев и считать, насколько это было ему необходимо. После чего он был отдан отцом в обучение ювелирному делу к Леонардо ди сер Джованни, почитавшемуся тогда во Флоренции лучшим мастером этого искусства. У него и научился Лука рисовать и лепить из воска и, собравшись с духом, попробовал сделать несколько вещей из мрамора и бронзы, которые настолько хорошо ему удались, что, совершенно оставив ювелирное дело, он отдался скульптуре и уже ничего другого не делал, весь день работая резцом и рисуя по ночам. И делал он это с таким старанием, что, нередко чувствуя ночью, что у него застыли ноги, он, чтобы не отходить от рисунка, согревал их, засунув в корзину со стружками, то есть отходами, которые остаются у плотников, когда они строгают доску рубанком…"

Он был младшим современником великого Донателло, основоположника скульптуры Возрождения - и на его глазах создавались первые произведения новой реалистической пластики - когда Донателло дал образцы совершенных статуй сидящего и стоящего человека, а затем реформировал рельеф, построив его по законам перспективы, наподобие живописной картины. Именно такой подход к скульптуре давал неограниченные возможности для изучения человека и природы.

О юности Луки делла Роббиа не известно почти ничего. Предполагают, что он учился у скульптора Нанни ди Банко, одного из единомышленников и друзей Донателло.

Очевидно, Лука делла Роббиа весьма рано проявил свои способности, потому что уже в начале 1430–х годов ему была доверена ответственнейшая работа – исполнение кантории (кафедры для певчих) в соборе Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Уже в этой первой дошедшей до нас работе Лука делла Роббиа предстает как зрелый мастер и достойный соперник Донателло, автора второй соборной кафедры (1433—1438, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо). Обе кафедры, находившиеся друг против друга, представляют подобие больших прямоугольных балконов, опирающихся на консоли; тема украшающих их рельефов восходит к одному из псалмов Давида, призывающих восхвалять Господа в пении и танцах*. В этой первой своей значительной работе Лука делла Роббиа успешно конкурирует со своим великим современником Донателло. Если последний украсил парапет своей кафедры хороводом пляшущих путти, проносящихся за сдвоенными колоннами, то кафедру Луки делла Роббиа украшают десять квадратных мраморных рельефов, восемь из них, расположенных в два ряда фронтальной части кафедры, два — боковые стороны. Над рельефами на карнизе кафедры высечены первые слова псалма Давида, а на рельефах предстают группы отроков и маленьких детей, поющих, танцующих, играющих на музыкальных инструментах. Если у Донателло царит почти вакхическое веселье, а облик путти антикизирован, то персонажи Луки делла Роббиа более сдержаны, а их облику мастер придал житейскую достоверность и некую приземленность; дети танцуют нечто вроде народной пляски, старательно поднимая ноги; подростки, усердно распевающие псалмы, так выразительны, что кажется, слышны их голоса. Обработка поверхности очень тщательная и очень детализированная.

Photobucket
Кантория. 1431-38 гг. Лука делла Роббиа. Мрамор. Музей Собора, Флоренция.

Photobucket
Кантория. Четвертый рельеф в верхнем ряду. 1431-38 гг. Лука делла Роббиа. Мрамор. Музей Собора, Флоренция.

Photobucket
Кантория. Четвертый рельеф в верхнем ряду. Деталь. 1431-38 гг. Лука делла Роббиа. Мрамор. Музей Собора, Флоренция.

Photobucket
Кантория. Первый рельеф в нижнем ряду. 1431-38 гг. Лука делла Роббиа. Мрамор. Музей Собора, Флоренция.

Photobucket
Кантория. Первый рельеф в нижнем ряду. Деталь. 1431-38 гг. Лука делла Роббиа. Мрамор. Музей Собора, Флоренция.

Photobucket
Кантория. Рельеф справа. Деталь. 1431-38 гг. Лука делла Роббиа. Мрамор. Музей Собора, Флоренция.

Photobucket
Кантория. Рельеф слева. Деталь. 1431-38 гг. Лука делла Роббиа. Мрамор. Музей Собора, Флоренция.

Второе крупное произведение скульптора, выполненное из мрамора, – надгробие епископа Федериги в церкви Санта Тринита, законченное в 1456 г. Оно напоминает по форме надгробие Леонардо Бруни работы Бернардо Росселино. Произведение Луки делла Роббиа несколько проще; фигуры отличаются мягкостью пластической моделировки; терракотовые плиты обрамления окрашены в яркие цвета.

ROBBIA, Luca dellaMonument to Bishop Benozzo Federighi1453Marble and glazed terracotta, 270 x 275 cmSanta Trinit , Florence
Надгробие епископа Беноццо Федериги. 1453 г. Лука делла Роббиа. Мрамор и глазурованная терракота. Санта Тринита, Флоренция.

ROBBIA, Luca dellaMonument to Bishop Benozzo Federighi (detail)1453MarbleSanta Trinit , Florence
Надгробие епископа Беноццо Федериги. Фрагмент. 1453 г. Лука делла Роббиа. Мрамор и глазурованная терракота. Санта Тринита, Флоренция.

ROBBIA, Luca dellaMonument to Bishop Benozzo Federighi (detail)1453Marble and glazed terracottaSanta Trinit , Florence
Надгробие епископа Беноццо Федериги. Фрагмент. 1453 г. Лука делла Роббиа. Мрамор и глазурованная терракота. Санта Тринита, Флоренция.

В 1437 году Лука получает заказ на скульптуры кампанилы того же собора. Как пишет Вазари, Лука делла Робиа "сделал для кампанилы этой церкви пять небольших мраморных историй, которых недоставало, но которые были предусмотрены в проекте Джотто. Эти истории расположены со стороны, обращённой к церкви, рядом с изображениями наук и искусств, которые ранее… были сделаны Андреа Пизано. На первой Лука изобразил Донатора, преподающего грамматику, на второй — Платона и Аристотеля, олицетворяющих собою философию, на третьей — фигуру человека, играющего на лютне и олицетворяющего музыку, на четвёртой — Птолемея — астрологию, на пятой — Эвклида — геометрию. Истории эти тщательностью отделки, изяществом и рисунком далеко превосходят обе истории Джотто, у которого… на одной пишущий картину Апеллес представляет живопись, а на другой работающий резцом Фидий — скульптуру".

Photobucket
Грамматика. 1437 г.Лука делла Роббиа. Мрамор. Музей Собора, Флоренция.

Photobucket
Философия. 1437 г.Лука делла Роббиа. Мрамор. Музей Собора, Флоренция.

В 1446 году заказ на двери ризницы собора, полученный Донателло, был передан Луке делла Роббиа, Микелоццо и Мазо ди Бартоломео. Но вскоре после этого Микелоццо уехал из Флоренции, а Мазо ди Бартоломео умер, и бронзовые двери ризницы (так называемой Старой сакристии) были закончены в 1467 году одним Лукой делла Робиа. "Он получил заказ на бронзовую дверь упомянутой ризницы, — пишет Вазари, — и разделил её на десять филёнок, а именно по пяти на каждой половине, поместив по углам обрамления каждой из них по человеческой голове, причём повсюду головы были разные, то молодые, то старые, то средних лет, одни бородатые, другие бритые, в общем же каждая по-разному и в своём роде прекрасна, так что всё полотно этой двери получилось весьма нарядным. В историях же каждой филёнки с отменным изяществом он изобразил, начиная сверху, Мадонну с младенцем на руках, а с другой стороны Иисуса Христа, восстающего из гроба. Под ними же в каждой из первых четырёх филёнок он поместил по фигуре евангелиста, а под ними четырёх отцов церкви, пишущих в разных положениях. И вся эта работа отделана так чисто и чётко, что прямо чудо, и свидетельствует о том, что занятия ювелирным делом оказали Луке немалую помощь".

Photobucket
Бронзовые двери сакристии. 1446-75 гг.Лука делла Роббиа. Бронза. Дуомо, Флоренция.

До сороковых годов XV столетия Лука делла Роббиа был широко известен как мастер, работавший в мраморе. Но в это время он обращается к новому материалу. Основными материалами для итальянских скульпторов в XV веке оставались мрамор и бронза. Лука делла Роббиа тоже работал в обоих материалах, но они были довольно дороги и требовали долгой обработки. Их пытались заменить гипсом или терракотой (обожженной глиной), однако безуспешно. И гипс и терракота недолговечны, лишены красивой фактуры. Тут не могла помочь даже раскраска, наносившаяся сверху. Экспериментируя, делла Роббиа начал искать новые материалы для скульптуры - и об этом Вазари тоже написал : "Обратив же внимание на то, что глина обрабатывалась легко и без большого труда и не хватало только найти способ, при котором работы, из нее изготовленные, могли бы сохраняться продолжительное время, он начал размышлять, пока не нашел способ защитить их от повреждений временем, и, проведя много испытаний, он обнаружил, что если покрывать их сверху глазурью, составленной из олова, глины, антимония и других минералов и смесей, прокаленных на огне в особой печи, то действие будет отличнейшее и глиняные изделия сделаются чуть ли не вечными. За этот способ работы он, как изобретатель, удостоился величайшей славы, и все грядущие века будут ему за это обязаны". Майолика действительно решила все проблемы: глина при покрытии глазурью и обжиге приобрела необходимую прочность, а яркость и долговечность красок придавали скульптуре достоинства живописи.

Лука делла Роббиа первым использовал цветную глазурь для создания терракотовой скульптуры – новшество, которое он впервые применил в 1441 при создании табернакля церкви в Перетоле близ Флоренции. В этом произведении он соединил мрамор, бронзу и терракоту. Начиная с этого времени скульптор много работал в новой технике.

ROBBIA, Luca dellaThe Peretola Tabernacle1441-43Marble, bronze and glazed terracotta, 260 x 122 cmSanta Maria, Peretola
Табернакль из Перетолы. 1441-43 гг Лука делла Роббиа. Мрамор, бронза и глазурованная терракота. Санта Мария, Перетола.

Лука делла Роббиа начинает использовать для скульптуры главным образом обожжённую глину. Для того чтобы скульптуру можно было включать в оформление экстерьера зданий, она покрывалась цветной глазурью. Этот способ был давно известен в гончарном производстве и применялся в Италии в первую очередь для изготовления майолики, то есть использовался лишь в художественном ремесле. Лука делла Роббиа стал первым скульптором, кто применил его для фигурных композиций. Кроме того, он изобрёл белую эмаль, содержащую олово и придающую особый блеск покрытым ею рельефам. Решающий поворот в творчестве Луки делла Роббиа — обращение его к майолике — совпал по времени с заказом на изготовление большой дарохранительницы для церкви госпиталя Санта-Мария Нуова во Флоренции. В аптеке госпиталя находились длинные ряды банок и кружек, покрытых яркой глазурью. Знакомство с майоликовыми сосудами натолкнуло художника на мысль перенести технику глазури с керамики в пластику, и эта идея дала блестящие результаты. Глина соответствовала самому существу искусства Луки делла Роббиа, мягкому, лирически настроенному, посвящённому женским и детским образам.

Photobucket
Ангел со светильником. 1448 г. Лука делла Роббиа. Терракота, глазурь. Собор, Флоренция.

Photobucket
Ангел со светильником. 1448 г. Лука делла Роббиа. Терракота, глазурь. Собор, Флоренция.

Photobucket
Купол портика. 1445-е гг. Лука делла Роббиа. Терракота, глазурь. Капелла Пацци, церковь Санта-Кроче, Флоренция.

В новой технике сделаны скульптором глазурованные люнеты над дверями Новой сакристии* Собора: «Воскресение» (1442–1445) и «Вознесение» (1446–1451).

«…Ему захотелось, — отмечает Вазари, — чтобы первыми работами стали те, что находятся в арке над бронзовыми дверями, которые он сделал для ризницы под органом Санта-Мария дель Фьоре и где он изобразил Воскресение Христово, для того времени столь прекрасное, что, когда его поставили на место, оно привело всех в восхищение как вещь поистине редкостная. И потому… попечители пожелали, чтобы арка дверей другой ризницы, где Донателло украсил другой орган, была заполнена Лукой в той же манере, такими же фигурами и такими же работами из терракоты, что Лука и сделал, изобразив там прекраснейшего Христа, возносящегося на небеса».

ROBBIA, Luca dellaResurrection1442-45Glazed and polychromed terracotta, 200 x 265 cmDuomo, Florence
Воскресение. 1442-45гг. Лука делла Роббиа. Раскрашенная и глазурованная терракота. Собор, Флоренция.

ROBBIA, Luca dellaAscension of Christ1446Glazed terracotta, 200 x 260 cmDuomo, Florence
Вознесение Христа. 1446 г.Лука делла Роббиа. Раскрашенная и глазурованная терракота. Собор, Флоренция.

Характерен для основных работ Луки делла Роббиа колорит рельефа «Мадонна с младенцем среди ангелов » (1450г). Контраст сверкающих фигур и яркого фона ещё усиливается коричневым обрамлением люнеты. Рельеф согрет тёплым человеческим чувством, праздничным, радостным и легко доступным восприятию самым широким зрителям. Центральный образ — Мария с младенцем. Её фигура отмечена мягкой классической красотой. Мадонна, выпрямившись, держит на правой руке младенца Христа. Фигуры ангелов — справа и слева, обращаясь в молитвенном благоговении к Богоматери, одновременно замыкают композицию в гармоничное целое. Это рождает чувство умиротворения и покоя. В этом рельефе, как и в других произведениях Луки делла Роббиа, настроение преобладает над действием, чувство — над волей. И при полной объёмности фигур сохраняется удивительное тяготение к плоскостному решению, к ощущению замкнутого пространства.

ROBBIA, Luca dellaMadonna and Child between Two Angelsc. 1450Glazed terracotta, diameter 100 cmMuseo Nazionale del Bargello, Florenc
Мадонна с младенцем среди ангелов 1450г. Лука делла Роббиа. Глазурованная терракота. Национальный музей Bargello, Флоренция.

Слава о работах Лукки делла Роббиа распространилась не только по Италии, но и по всей Европе. Желающих получить их было столько, что флорентийские купцы завалили скульптора заказами и с большой для него выгодой рассылали их по всему свету. Так, в 1459 году Лукка делла Робиа получил заказ — украшение гробницы кардинала Португальского в Сан-Миньято. Одной из последних работ мастера стал табернакль св. Креста в приходской церкви в Импрунете с двумя статуями святых и ангелами.

ROBBIA, Luca dellaCeiling decoration1461-62Painted and glazed terracottaSan Miniato al Monte, Florence
Гробница кардинала Португальского. Украшение потолка. 1461-62 гг Лука делла Роббиа. Раскрашенная и глазурованная терракота. Сан-Миньято аль Монте, Флоренция.

Photobucket
Распятие 1465 г.Лука делла Роббиа.Терракота, глазурь. Санта Мария, Импрунета.

Современники считали Луку одним из величайших новаторов 15 века.

Умер Лука делла Робиа в 1482 году. Вместе со своей родней он был похоронен в Сан-Пьеро Маджоре в склепе своего семейства. Его творческие традиции блестяще продолжил его племянник — Андреа делла Робиа.

И еще пара работ мастера, которые понравились лично мне:

Замечательные, как будто сумеречные, Сезонные работы - несколько (немного) оттенков синего, тонкий черный контур - не везде и слабенькое солнечно-желтое цветовое пятно под знаком зодиака - все выглядит отстраненно, как во сне, фигуры словно замерли - они живы, но замерли в этом неверном свете.

ROBBIA, Luca dellaLabours of the Months: June1450sGlazed terracotta, diameter 57 cmVictoria and Albert Museum, Londo
Сезонные работы: Июнь 1450 г. Лука делла Роббиа. Глазурованная терракота. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

ROBBIA, Luca dellaLabours of the Months: January1450sGlazed terracotta, diameter 60 cmVictoria and Albert Museum, London
Сезонные работы: Январь 1450 г. Лука делла Роббиа. Глазурованная терракота. Музей Виктории и Альберта, Лондон.

Великолепный женский портрет - максимально живой, удивительно живой, просто потрясающе - взгляд - в сторону, мы ей не знакомы, волосы - они кажутся дечачьими хвостиками, то как сложены губы - немного даже срашно, но этот страх - от восхищения. - das_gift

ROBBIA, Luca dellaTondo Portrait of a Lady1465Glazed terracotta, diameter: 54 cmMuseo Nazionale del Bargello, Florence
Тондо Женский портрет. 1465 г. Лука делла Роббиа. Глазурованная терракота. Национальный музей Bargello, Флоренция.


1.* Псалом 150:4-5 гласит: "Хвалите Его с тимпанами и ликами (лики - танца), хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громко гласных".

2 * Донатор -(лат. donator — даритель).
1) Покровитель строительства храма, заказчик (произведения живописи), даритель.
2) Изображение строителя храма (с моделью здания в руках) или заказчика картины. Такие изображения постоянно встречаются в средневековых произведениях искусства.

3. * Сакристия. В католических храмах ризница называется сакристия (лат. sacristia, от sacrum — священная утварь). Она представляет собой помещение, которое располагается сбоку или впереди алтаря, где хранятся принадлежности культа (священные сосуды и богослужебные облачения священнослужителей, богослужебные книги и т. д.), совершаются облачение священнослужителей и некоторые другие обряды. Известны сакристии и в виде отдельно стоящих построек.

4. * Люнет, Люнетта - в изобразительном искусстве и архитектуре поле стены, ограниченное аркой и её опорами в форме полукруга или сегмента круга и горизонталью снизу, располагающееся над дверями или окнами. В сквозных люнетах помещаются окна. Глухие люнетты часто украшались живописным или скульптурным декором. Люнеттами также называют дугообразные части створчатого алтаря и полукруглые картины на античных стелах.
люнет
Люнет. а) в распалубке свода б) над дверью
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

das_gift: (Default)
das_gift

October 2016

S M T W T F S
      1
2345678
910111213 1415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 20th, 2017 09:50 pm
Powered by Dreamwidth Studios