das_gift: (Default)
[personal profile] das_gift
Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio, настоящее имя Andrea di Michele Cioni - Андреа ди Микеле Чони, а фамилию Вероккьо он взял у своего учителя ювелира Вероккьо) (1435, Флоренция - 1488, Венеция) - итальянский скульптор и живописец эпохи Возрождения, один из учителей Леонардо да Винчи.

К плеяде выдающихся мастеров эпохи Возрождения и принадлежит флорентиец Андреа Верроккьо. Он не был столь решительным новатором, как великие скульпторы первой половины века - Донателло и Гиберти, открывшие новые пути в этом искусстве. Верроккьо не похож и на такого революционера в скульптуре, как Микеланджело, начавшего работать позднее, на пороге уже XVI века. Историческое место Верроккьо более скромно, но оно в высшей степени достойно уважения. Этот мастер является как бы одним из связующих звеньев между двумя периодами великих подъемов искусства скульптуры в эпоху Ренессанса. Почти одинаково обоснованы как взгляды тех, кто хочет видеть в нем великого пионера, проложившего последние пути к искусству "золотого века", так и тех, кто считает его лишь умелым последователем Кастаньо, Бальдовинетти и даже подражателем Сандро Боттичелли, который был на девять лет моложе Андреа, но выдвинулся в живописи раньше своего товарища. Верроккьо - наследник создателей ренессансной скульптуры, то есть мастеров первой половины века, и предшественник мастеров Высокого Возрождения, один из которых (Леонардо да Винчи) был прямым учеником Верроккьо.

Андреа дель Верроккьо известен нам преимущественно как скульптор. В документах XV века он никогда не упоминается в качестве живописца. Картин его сохранилось мало, и среди них единственной, вполне достоверно ему принадлежащей можно считать лишь "Крещение Христа" во Флорентийской Академии.

Изначально Андреа был привязан к утонченной декоративности, поскольку учился ювелирному ремеслу, он и скульптурой-то стал заниматься отчасти из-за падения спроса на ювелирные изделия. Но именно потомственные ювелиры эпохи Возрождения, занявшись скульптурой, оказали немалое влияние на развитие бронзовой литой пластики. Они умели пользоваться чеканкой и гравировкой, умели шлифовать металл и понимали его специфику, и одним из лучших знатоков металла был как раз Верроккьо. Бронза, с ее прочностью и стойкостью, дающая возможность с большой точностью отделывать детали, становится его главным материалом.

В 1465 году Вероккьо создал надгробие Козимо Медичи; мастеру удалось уловить и воплотить в жизнь желание герцога увековечить свое имя. По окончании этой работы он обрел покровителей в лице представителей семейства Медичи - это как купить счастливый лотерейный билет.

 photo 800px-San_Lorenzo_tomba_di_Cosimo_il_Vecchio_zps36808e87.jpg
Надгробная плита над могилой Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо

 photo 119a_zps6362847b.jpg
Надгробная плита над могилой Козимо Медичи. 1465 г. Андреа дель Верроккьо

"Ювелирность" скульптурного почерка художника проявилась впервые в его бронзовом литье, украшающем гробницу Джованни и Пьетро Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции. Эта ранняя работа - образец изысканного декоративизма.

 photo tomb_med_zps769bcaab.jpg
Гробница Пьетро и Джованни Медичи. 1469-72 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор, порфир, бронза. Сан Лоренцо, Флоренция.

В 1476 году Андреа дель Вероккьо создал статую Давида - изящную бронзовую статую. Она предназначалась для виллы Медичи, но в 1576 году Лоренцо и Джулиано передали её во дворец Синьории во Флоренции.
Отважный юный библейский пастух, победивший великана и отрубивший ему голову, изображен в видя изящного стройного юноши. Своей позой, костюмом он напоминает скорее танцора-виртуоза из придворного балета, чем бедного пастуха и героя-бойца. Мастерство Верроккьо в компоновке фигуры и выборе пропорций, в отделке поверхностей и деталей носит почти ювелирный характер.

Photobucket
Юный Давид. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.

Photobucket
Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.

Photobucket
Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.

Photobucket
Юный Давид. Деталь. 1473-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Бронза. Музей Барджелло, Флоренция.

Предание гласит, что "Давид" стал одним из самых ярких итогов духовного союза ученика Леонардо да Винчи и учителя Андреа дель Верроккьо - мол, сам Леонардо позировал для нее. На лице бронзового Давида играет своеобразная полуулыбка, по той же легенде - ставшая впоследствии отличительной особенностью стиля Леонардо да Винчи.

Помимо статуи Давида по заказу Лоренцо Медичи скульптор сделал эскизы штандартов и рыцарских доспехов для турниров 1469, 1471 и 1475 годов и скульптурную композицию "Мальчик с дельфином" для фонтана виллы Медичи в Кареджи.

Photobucket
Мальчик с дельфином. около 1470 г. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Палаццо Веккьо, Флоренция.

Верроккьо также автор точных по характеристике скульптурных портретов Лоренцо и Джулиано Медичи, выполненных из терракоты и раскрашенных

Photobucket
Лоренцо Медичи. 1480 г. Андреа дель Верроккьо. Раскрашенная терракотта. Национальная галерея искусств, Вашингтон.

 photo g_medici_zps440f1d48.jpg
Джулиано ди Пьеро Медичи. 1475-78 гг. Андреа дель Верроккьо Терракотта (изначально раскрашенная)

и чрезвычайно поэтического, нежного, тонкого "Женского портрета" 1475 года из флорентийского Национального музея Барджелло. Это чрезвычайно простой, без всяких претензий и преувеличений - и очень человечный портрет. Нежными, хрупкими пальцами молодая женщина прижимает к груди букетик цветов. Это придает особую женственность и душевную теплоту образу.

 photo portrait_zpscf2fd048.jpg
Женщина с букетом. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

 photo portraiy_zps3330708d.jpg
Женщина с букетом. Деталь. 1475-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Национальный музей Барджелло, Флоренция.

и еще один портрет, в похожем стиле - очень живой, нежный, со своим характером:

 photo portra_zps6c352447.jpg
Молодая женщина. 1465-66 гг. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Frick Collection, Нью-Йорк

В 1463-1487 годах Верроккьо выполнил скульптурную группу "Уверение Фомы" (1476-1483, Флоренция, церковь Орсанмикеле; отреставрирована в 1986-1993), одним из заказчиков которой был Пьеро Медичи.

Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мертвых и приходил к ним, сказал: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Явившийся Иисус позволил Фоме вложить палец в раны (по мнению одних богослов Фома отказался сделать это, другие, же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа, Фома уверовал и произнёс "Господь мой и Бог мой!"

Photobucket
Уверение Фомы. 1476-83 гг. Андреа дель Верроккьо Бронза. Орсанмикеле, Флоренция.

Photobucket
Уверение Фомы. 1476-83 гг. Андреа дель Верроккьо Бронза. Орсанмикеле, Флоренция.

В 1482 году Верроккьо уехал в Венецию для работы над конной статуей кондотьера Бартоломео Коллеони.

В этой четырехметровой конной статуе кондотьера Бартоломео Коллеони в Венеции Вероккьо словно вступает в соревнование с Донателло. В отличие от сурового величия Гаттамелатты, Верроккьо воплощает в своем Коллеони образ неистового, охваченного пылом сражения военачальника. Привстав в стременах, кондотьер как бы осматривает поле боя, готовый ринуться вперед, увлекая за собой войска. Тело его напряжено, лицо искажено выражением жестокости и слепой ярости, все в его облике говорит о неукротимой воле к победе. В такой интерпретации сказалось не только стремление к большей эффектности памятника, но и интерес к психологической характеристике, к передаче состояния воина в момент сражения. В сущности, перед нами не конкретная живая личность, а условный образ "могучего воина".

Художники Ренессанса старательно изучали реальное человеческое тело, законы его строения, пропорций и движений. К концу XV столетия художники все чаще занимаются анатомическими исследованиями. Знание устройства человеческого тела изнутри — его костей, сухожилий, мышц — позволяло добиваться особой убедительности в изображении как обнаженных, так и одетых фигур, их движений. Однако такое углубление художников в изучение человеческого тела имело и такой побочный результат, как увеличение сухости в трактовке пластических масс. Андреа Верроккьо был как раз одним из тех, кто был особенно склонен к суховатой, подробной и точной отделке деталей фигуры, лица и костюма. Словно ощущая некоторую опасность с этой стороны, он пытался применить в качестве противовеса подчеркнуто героическое и монументальное начало.

Сам воплощенный в бронзе Бартоломео Коллеоне - итальянский кондотьер. Довольно беспринципный - служил то в Милане против Венеции, то в Венеции против Милана - но это все вполне сочеталось с духом того времени. После ус­пешных завоеваний, сделанных под его предводительством, кондотьер за­вещал свое состояние Венеции с условием, что после смерти ему ус­тановят памятник на площади Сан-Марко (у венецианцев существовал зап­рет на установку памятников на главной площади города). Чтобы по­лучить немалое наследство Коллеони, умершего в 1475 г., венециан­ские власти схитрили, установив монумент полководцу - именно тот, который и создал Вероккьо - на площади перед Скуолой Сан-Марко, рядом с церковью Санти-Джованни-э-Паоло.

Photobucket
Конная статуя Бартоломео Коллеони. 1481-1495 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Венеция.

Photobucket
Конная статуя Бартоломео Коллеони. 1481-1495 гг. Андреа дель Верроккьо. Бронза. Венеция.

Художник скончался в Венеции в 1488 г., так и не завершив начатую статую.

Немногочисленные живописные произведения Верроккьо отличаются остротой и точностью рисунка, скульптурностью в моделировке форм ("Мадонна", около 1470, Картинная галерея, Берлин-Далем) и знаменитое "Крещение Христа" из галереи Уффици.

VERROCCHIO, Andrea delMadonna and Childc. 1470Poplar, 76 x 55 cmStaatliche Museen, Berlin
Мадонна с младенцем. 1470-е гг. Андреа дель Верроккьо. Государственные музеи, Берлин.

"Крещение Христа" - самое известное живописное произведение Верроккьо. Она написана в самом начале 70-х гг. кватроченто, то есть в конце периода Раннего Возрождения в Италии, и в целом очень типична для этой эпохи. В изображении фигур, участников сцены крещения, чувствуется еще влияние традиций средневековой живописи. Они кажутся бестелесными и плоскими, словно вырезанными из сухого жесткого материала. Их движения и жесты угловаты и скованны, как будто они движутся только в двух измерениях. Выражения лиц отвлеченны и лишены индивидуальности. Это не живые люди, а образы-символы, величественные и одухотворенные. Пейзаж на заднем плане лишен перспективы и выглядит рисуночной декорацией. И пейзаж, и фигуры, и вся композиция кажутся условными.

В левой стороне картины невольно выделяется своей естественностью и непринужденностью фигура ангела, написанная не Верроккьо, а его юным учеником Леонардо да Винчи. Этот ангел, столь грациозный в своем коленопреклонении и повороте головы, со взглядом глубоким и лучистым, является творением уже другой эпохи – Высокого Возрождения, подлинно золотого века итальянского искусства.

Photobucket
Крещение Христа. 1472-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Масло по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

 photo baptism2_zpsc105827c.jpg
Крещение Христа. Деталь 1472-75 гг.Андреа дель Верроккьо. Масло по дереву. Галерея Уффици, Флоренция.

Довольно известно и его живописное произведение "Товий и ангел" на весьма популярный в то время сюжет.

 photo tobias_zps8be76472.jpg
Товий и ангел. 1470-80 гг. Андреа дель Верроккьо. Темпера. Национальная галерея, Лондон.

...Один праведный человек по имени страдал от болезни глаз и готовился к смерти. Он попросил своего сына Товия сходить в Мидию и собрать ему немного денег и сон со своим верным псом отправляется в путь. Товий плохо знал дорогу и нашел себе попутчика, который согласился его сопровождать. Товию было неведомо, что попутчиком, которого ему посчастливилось встретить, был архангел Рафаил. Когда они подошли к реке Тигр, Товий решил искупаться, но не ожиданно "рыба стала выскакивать из воды, словно хотела пожрать его. Затем ангел сказал ему: Бери рыбу. И юноша лег, придерживая своим телом рыбу и вытащил ее на берег". Следуя наставлениям ангела, Товий зажарил рыбу, чтобы можно было ее есть, отделив от нее сердце, печень и желчь, ибо, как сказал ангел: "…прикасаясь к сердцу и печени, если дьявол или злой дух кого-то одолевает, воскурите фимиам перед тем мужчиной или той женщиной, и тогда все успокоятся. Что же касается желчи, то помажьте ею человека с бельмом на глазу, и он будет исцелен". Поскольку Товия постоянно сопровождал ангел, его путешествие закончилось благополучно. Он собрал денег для своего отца,а, вернувшись домой, он восстановил отцу зрение.

Очень убедительный, непохожий на других святой Иероним - без обязательного льва, со странной улыбкой, удивительно живой и удивительно нездешний.

 photo s_jerome_zps9c346744.jpg
Святой Иероним. 1465 г. Андреа дель Верроккьо Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция.

И совершенно великолепный рисунок, набросок головы девушки. Действительно, Леонардо да Винчи многому научился у своего учителя.

 photo head_g_zpsc5547e7e.jpg
Голова девушки (набросок) Андреа дель Верроккьо Рисунок.

Еще отдельно хотелось бы отметить так называемый Идеальный портрет Александра Великого - великолепный, оригинальный и чрезвычайно тонко исполненный - один из лучших образцов мастерства художника - фантазийный шлем, кричащий нагрудник, замечательно отделанные доспехи.

 photo ideal_po_zps036dfde2.jpg
Идеальный портрет Александра Великого. 1480 -е. Андреа дель Верроккьо. Мрамор. Частная коллекция.

Как уже было сказано, Верроккьо умер в Венеции в 1488 году, так и не успев отлить ее в бронзе и не завершив проект фонтана, заказанный ему венгерским королем.

Мне нравится Вероккьо. Вот суховатостью своей и чуть ли не поставленной ему в вину абстрактностью и нравится. Ювелирной точностью. Изяществом. Какой-то легкостью. Может быть, интровертностью. При всех признаках раннего Ренессанса он все равно стоит как-то наособицу - он не лезет из кожи вон, не лезет в глаза, но не может остаться незамеченным. Почти все его работы можно назвать лучшими и выделить что-то - просто случайно выхватить одну лучшую из других лучших. Посмотрите на Портрет девушки, на ее взгляд - он есть! - и это казалось бы при пустых глазах! На светящегося странным светом святого Иеронима, на гордого и непримиримого кондотьера - легко ли выбрать что-то одно? - das_gift.

Date: 2013-03-22 09:03 am (UTC)
From: [identity profile] raf-sh.livejournal.com
Отлично, спасибо.

Date: 2013-03-25 09:06 am (UTC)
From: [identity profile] das-gift.livejournal.com
Спасибо.

Date: 2013-07-16 04:55 pm (UTC)
From: [identity profile] froggy-blonda.livejournal.com
Спасибо. Очень интересно.

Date: 2013-11-21 10:32 am (UTC)
From: [identity profile] Балхия Абельдинова (from livejournal.com)
Огромное спасибо! Отличный материал!

Date: 2014-11-27 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] valeriuslx.livejournal.com
Автору большое спасибо за размещённый здесь весьма качественно составленный пост!

Виктор

Date: 2015-12-11 06:45 pm (UTC)
From: [identity profile] Виктор Иваненко (from livejournal.com)
Красиво, но... Обидно в эпоху возрождения не было художников Русов! Но есть утешение - скульптуры это лица "славянской национальности", да на картинах блондинки и рыжеволосые. Итальянцев не найти практически. Хорошо почистили историю, да и сознание народу сломали видят рыжих и верят, что это итальянцы. Думают, что они за 500 лет хорошо загорели.

Спасибо!

Date: 2016-07-18 12:50 pm (UTC)
From: [identity profile] Татьяна Сырченко (from livejournal.com)
Уважаемые коллеги, спасибо огромное за этот материал! Красота невероятная и - Учитель Леонардо.

Profile

das_gift: (Default)
das_gift

October 2016

S M T W T F S
      1
2345678
910111213 1415
16171819202122
23242526272829
3031     

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 20th, 2017 11:33 pm
Powered by Dreamwidth Studios