das_gift: (Default)
Дата рождения Джованни ди Паоло неизвестна, она установлена на основании документа, в котором впервые фигурирует его имя — он датирован 1423 годом. Произведения, которые Джованни ди Паоло создал до 1426 года не сохранились. Самое раннее из известных произведений Джованни — так называемый "Полиптих Печчи" (1426 г.) В его центре находилась картина «Мадонна с ангелами» (ныне в Кастельнуово Берарденга, Препозитура), по бокам створки с изображением «Св. Доминика» и «Иоанна Крестителя» (ныне Сиена, Пинакотека), а в нижнем ряду евангельские сцены пределлы — «Воскрешение Лазаря», «Несение креста», «Снятие с креста» (Балтимор, Галерея Уолтерса), и «Распятие» (Альтенбург, Музей Линденау).

Дальше )
das_gift: (Default)
Мазолино или Мазолино да Паникале (итал. Masolino da Panicale; род. около 1383, Паникале (в долине р. Арно) — около 1440) — прозвище, под которым известен итальянский живописец Томмазо да Кристофоро-Фини.
Как принято считать, он учился у знаменитого флорентийского золотых дел мастера и скульптора Лоренцо Гиберти.
В 1423 г. становится членом цеха флорентийских художников.
К этому же времени относят самое раннее произведение Мазолино – Мадонну с младенцем, написанную в Бремене в 1423.

Photobucket
Мадонна с младенцем. 1423г. Мазолино да Паникале. Кунстхалле, Бремен.

Далее )

Обзор

Jul. 30th, 2010 02:38 pm
das_gift: (3)
свиток 3

1. Уголино ди Нерио.

Определения: Донатор.

2. Лоренцо Монако

Символы: Пеликан; сабля, отсекающее ухо; копье; палка; плеть; факел; чаша.
Художники: Андреа Орканья.
Общественная жизнь: Камальдулы, камальдолийцы.
Христианские святые: Святой Ромуальд, Святой Амбруаз (Амвросий), Святой Бонифаций (Вонифатий), Святая мученица Дорофея (Доротея), Святой Медард.
Библейские, христианские сцены и персонажи: Иаков и маг Гермоген, Мученичество Иакова.
Церковная утварь: Табернакль.

3. Джентиле да Фабриано

4. Сассетта.

Художники: Мастер Оссерванца.
Общественная жизнь: Кармелиты. Арианство.
Христианские святые: Святой Раньери. Антоний Великий. Павел Фивейский.
Люди: Цезарь Галерий Валерий Максимин Август.

5. Пизанелло.

Художники: Альтикьеро да Дзевио. Стефано да Верона. Микелино да Безоццо.
Символы: Куропатка.
Христианские святые: Святой Евстахий.
Люди: Гонзага. Никколо Пиччинино.
Определения: Кондотьер.
das_gift: (Default)
На самом деле, сухарные интернетные тексты - это тоскливо, но что делать, если иллюстрации накладываешь на эту рыбу - формат правит тексты. Для иллюстраций это обидно, но с моей стороны условно объяснимо, хотя условность начинает вздрагивать и желать большего - сам материал жаждет большего, чем невкусное перечисление дат. В частности, Пизанелло явно достоин большего, а не среднешкольного занудства. Картины великолепны, великолепны по максимуму, воссозданное пространсто - уникально, люди на полотнах - потусторонние или пришельцы - обидно это просто вписать-впихнуть в проторенессанс и успокоиться. Все будет по-прежнему, но мое вступление как-то искупает вину. - das_gift

Родился Антонио Пизано в Пизе (из-за небольшого роста он получил прозвище «Пизанелло») до 1395 года, вероятно, ближе к 1390 году. Переселился в Верону - здесь он мог ознакомиться с образцами искусства Альтикьеро* и Стефано да Верона, а также с ломбардскими миниатюрами Микелино да Безоццо *и его круга.
Около 1415 года Пизанелло, по-видимому, являлся уже известным художником, так как он работает в Венеции над продолжением фрескового цикла в Большом зале палаццо Дукале, начатого Джентиле да Фабриано. Пизанелло изобразил эпизоды из борьбы императора Фридриха Барбароссы и папы Александра III (не сохранились). Возможно, уже в Венеции у Пизанелло завязались отношения с Джан-Франческо *Гонзага. В 1422 году Пизанелло был в Мантуе, и с этого времени он не порывал до конца дней своих связей с мантуанским двором, чьим любимцем он неизменно оставался.

Примерно в 1426 году Пизанелло попадает в Рим, где помогает Джентиле да Фабриано при выполнении росписи Сан Джованни ин Латерано (сцены из жизни Иоанна Крестителя), которую завершает после его смерти в 1431-14З2 годах (не сохранилась). В дальнейшем Пизанелло переезжал из одного города в другой, участвует в осаде Вероны 1439 года, находясь в свите Джан- Франческо Гонзага и Пиччинино, за что поплатился изгнанием с венецианской территории, которое длилось до 1445 года (Верона принадлежала Венеции). Был при дворе Альфонсо V Арагонского. С конца 30-х годов Пизанелло начал отливать по заказам знати бронзовые портретные медали, открывающие совсем новую главу в его творчестве.

Пизанелло выступает перед нами, в отличие от других художников кватроченто, в трех аспектах — замечательного рисовальщика, одного из самых рафинированных живописцев XV века и неподражаемого медальера. Основой его творческого метода был рисунок (наиболее богатое собрание рисунков Пизанелло хранится в Лувре).

Photobucket
Обезьяны. 1430г. Пизанелло. Лувр, Париж. Рисунок.

Дальше. )
das_gift: (Default)
Сассетта (итал. Il Sassetta, настоящее имя Стефано ди Джованни, итал. Stefano di Giovanni; 1392, Сиена — 1450/1451, там же) — итальянский художник сиенской школы.
Стефано ди Джованни Сассетта — центральная фигура пятнадцатого века - «серебряного века» сиенской живописи. С его творчеством связан новый расцвет сиенской школы.

Место и дата рождения Стефано ди Джованни неизвестны.

Первый, известный сегодня из документов, заказ на создание алтарной картины он получил в 1423 году от гильдии торговцев шерстью «Арте делла Лана» (Arte della lana), которая хотела украсить свою капеллу в церкви Сан Пеллегрино в Сиене. Сегодня это произведение Сассетты известно под названием «Алтарь Евхаристии». К сожалению, как это часто случалось с подобными старыми алтарями, в 1777 году этот алтарь был разобран, разные его части разошлись по разным музеям, и центральная картина была безвозвратно утрачена. Согласно старым описаниям, на ней было символически изображено таинство евхаристии в виде дароносицы для причащения, окруженной ангелами. Алтарь состоял из множества картин, написанных на деревянных досках: «Коронование Марии», «Благовещенье», «Св. Фома», «Св. Антоний*-аббат», четыре отца церкви — святые Иероним, Григорий, Амврозий и Августин, четыре святые покровителя Сиены — Ансаний, Виктор, Савин и Кресцентий, а также фигуры пророков Илии и Елисея (которые сохранились, и находятся в сиенской Пинакотеке). Из крупных частей алтаря сохранилась только одна картина — «Св. Антоний-отшельник» (Сиена, Пинакотека). Однако сохранилось много небольших картин пределлы — две сцены из жизни св. Антония (Сиена, Пинакотека), «Сожжение еретика» (Мельбурн, музей), «Установление евхаристии» (Сиена, Пинакотека), «Чудо священного таинства» (Барнард Кастл, Музей Боуз), «Фома Аквинский, молящийся перед алтарем Богоматери» (Будапешт, Музей изящных искусств), и «Фома Аквинский, молящийся перед крестом» (Ватикан, Пинакотека). Иконографическая программа алтаря, судя по всему, была разработана монахами из ордена кармелитов*, их можно видеть на картинах пределлы. Сассетта не владел приемами перспективы, но в картинах пределлы он смог передать глубину пространства с помощью линейных ритмов холмов и скал — прием, который будет использован почти всеми сиенскими художниками XV века.

Photobucket
Святой Антоний-отшельник, терзаемый демонами. 1423г. Сассетта. Национальная пинакотека, Сиена.

Дальше )
das_gift: (Default)
Джентиле да Фабриано (Gentile da Fabriano) (ок. 1370-1427), итальянский живописец, работавший в стиле поздней готики, крупнейший представитель так называемой "интернациональной готики" в Италии. Его настоящее имя — Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси (Gentile di Niccolò di Giovanni Massi); он родился между 1360 и 1370 в Фабриано в Умбрии.

Первое упоминание о Джентиле да Фабриано в архивных документах Рима относится к 1408 году, во Флоренции художник был записан в цех врачей и аптекарей (мастеров живописи причисляли к этому цеху) в 1422 году. Работал также в Венеции (1409), Бреше (1419), Сиене (1421 и 1425), Орвието (1425) и Риме (1427). Умер он в Риме в 1427, где с 1426 до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками, изображающими сцены из жизни Иоанна Крестителя. После его смерти его младший современник и друг Пизанелло, которому Джентиле завещал свои рабочие инструменты, завершил роспись базилики (к сожалению, не сохранилась - фрески уничтожены в 17 веке при перестройке Борромини). По одному из предположений, похоронен в римской церкви Санта-Мария-ин-Трастевере.

Дальше )
das_gift: (Default)
Лоренцо Монако (Lorenzo Monaco) (имя до пострига Пьеро ди Джованни) (ок. 1370-1425) — флорентийский художник.

О художнике Лоренцо Монако известно немного. Есть предположения, что он родился в Сиене около 1365 года и умер во Флоренции не позднее 1426 года. Художественное образование получил во Флоренции в мастерской Аньоло Гадди в конце 1380-х гг.
Лоренцо Монако формировался во Флоренции, куда приехал, вероятно, задолго до 1390г., когда его имя упоминается в монастыре камальдульского* ордена Санта-Мария дельи Анджели, монахом которого он стал в следующем (1391г) году. Реконструкция его раннего творчества основана на стилистических аналогиях с последующими произведениями.
Став монахом, он работал по заказам монастырей и церквей, по преимуществу для своего религиозного ордена (Бенедиктинского), создавая манускрипты, алтарные образы и фрески. Впоследствии стал дьяконом, но, по некотороым данным, покинул монастырь до принесения окончательных обетов. Тем не менее, прозвище «Монако» (Монах) за ним закрепилось.
Лоренцо Монако стремится углубить и усилить сочетание джоттовской традиции и линейной фантазии, характерной для флорентийской живописи конца XIV в. религиозностью, связанной с современной ему аскезой, Лоренцо колеблется в выборе образных источников - от графического и колористического изящества Аньоло Гадди ("Пределла Нобили", 1387-1388, Париж, Лувр; "Алтарь СанГаджо", Флоренция, гал.Академии) до стройной монументальности Андреа Орканья* (<Моление о чаше>, Париж, Лувр. ).

Photobucket
Пир Ирода. Распятие. Встреча святого Иакова и мага Гермогена*. Мученичество святого Иакова*. Лоренцо Монако. париж, Лувр.

Дальше )
das_gift: (Default)
Уголино ди Нерио (итал. Ugolino di Nerio, работал в Сиене с 1317 г. — ум. 1339—1349 г. в Сиене) — итальянский художник, известный также под именем Уголино да Сиена. Сиенская школа.

Вероятно, он был учеником Дуччо, и одним из самых верных его последователей. Имя Уголино ди Нерио несколько раз появляется в сиенских документах с 1317 по 1327 год. Из этих документов следует, что он был важной фигурой художественной жизни того периода, и имел весьма успешную мастерскую. Однако в документах нет никаких упоминаний о его конкретных произведениях, и это вносит трудности в реконструкцию его творчества.
Существует несколько разных вариантов в какой последовательности следует рассматривать его работы. Главным, доказанным произведением Уголино ди Нерио является полиптих из флорентийской церкви Санта Кроче, датируемый 1325—1330 годами. К сожалению, когда такого рода художественные ансамбли «вышли из моды», алтарь был разобран, иконы вынуты из роскошных рам, некоторые просто распилены на отдельные части и проданы. Части алтаря находятся в разных музеях- в Берлин-Далем, лондонской Национальной Галерее и нью-йоркском музее Метрополитен.

Иллюстрации )

Обзор

Jun. 9th, 2010 01:09 pm
das_gift: (Default)
&#1084;&#1072;&#1085;&#1091;&#1089;&#1082;&#1088;&#1080;&#1087;&#1090;

1. Амброджио Лоренцетти

Христианские святые: Святой Людовик Тулузский. Святой Николай.
Общественная жизнь: Францисканский орден. Совет Девяти в Сиене.

2. Джотто ди Бондоне. Часть первая.

Художники: Пьетро Каваллини.
Христианский святые: святой Франциск.
Книги: "Большая легенда" (Legenda major).
Люди: Фома Челанский.

3. Джотто ди Бондоне. Часть вторая.

Люди: Энрико Скровеньи.
Определения: Коробовый свод. Пресбитерий.
"Не прикасайся ко мне" ( Noli me tangere)

4. Джотто ди Бондоне. Часть третья.

Определения: Тондо. Трансепт.
Люди: Барди. Перуцци.

5. Симоне Мартини.

Христианские святые: Святитель Мартин Турский. Святая Юлитта. Святой Ансаний.
Книги: Золотая легенда (Legenda Aurea)
das_gift: (Default)
Симоне Мартини (итал. Simone Martini; ок. 1284, Сиена — 1344, Авиньон) — крупный итальянский художник XIV века, представитель сиенской школы живописи.

Наряду с Дуччо и Амброджо Лоренцетти Симоне Мартини является крупнейшим сиенским художником первой половины XIV в. Точная дата его рождения неизвестна, но известна точная дата его смерти — в сиенском монастыре Сан Доменико в записи об умерших от 4 августа 1344 г. значится: «Мастер Симон, художник, умер в курии; погребение состоялось четвёртого дня в августе 1344 года». Вазари в своем жизнеописании Симоне Мартини сообщает, что на его гробнице было указано, что художник скончался в возрасте шестидесяти лет, следовательно, дату его рождения можно отнести к 1284 г.
О первых тридцати годах жизни художника нет никакой информации.

К раннему периоду творчества, то есть к произведениям, созданным до фрески «Маэста» в Палаццо Пубблико, сегодня относят всего три работы, причём, все они не имеют точных дат создания и подписи художника. Считается, что Симоне прошёл школу обучения в мастерской Дуччо. Исходя из этого предположения, кисти Симоне исследователями была приписана «Мадонна с младенцем» № 583» (1308-10 гг., Сиенская пинакотека).

Дальше )
das_gift: (Default)
Cогласно некоторым источникам, Джотто был в Риме в 1300 году. Возможно именно тогда он создал по заказу кардинала Якопо Стефанески монументальную мозаику Навичелла, прославившую художника на всю Италию (теперь ее, правда, чаще датируют 1310г.). Она находилась в атриуме старой церкви (IV века) Святого Петра. К сожалению, мозаика погибла при постройке нового собора Св. Петра, но, благодаря описаниям, оказалась возможной ее реконструкция, в настоящее время отреставрированная работа находится в новом соборе Св. Петра. От первоначальной мозаики сохранились лишь две головы ангелов, но и они настолько искажены переделками, что не дают представления о первоначальном виде этого произведения.

Очень много прекрасного )
das_gift: (Default)
Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе.

Росписи капеллы дель Арена кисти Джотто являет собой величайший шедевр итальянского искусства по технике выполнения, замыслу и творческому гению, и являются уникальным для того времени живописным ансамблем. В Падую Джотто приехал уже зрелым художником с собственной уникальной живописной манерой, в период расцвета его таланта, по приглашению Энрико Скровеньи* в 1304 или в 1305 году, где он расписал капеллу для Скровеньи и выполняет несколько других работ, которые не сохранились.

Росписью капеллы дель Арена Джотто совершил переворот в европейской живописи, именно здесь начинается новый ее этап, когда пластические качества предметов и глубина пространства становятся главной задачей живописи, когда первостепенное значение приобретает моделировка объема тенью и в связи с этим свет начинает трактоваться не как средневековое цветоизлучение, но как реальное освещение, определенным образом направленное в отличие от средневекового «цветоизлучения».
И хотя Джотто не всегда выдерживает эту единую направленность, и хотя тела и предметы на его произведениях еще не отбрасывают теней, тем не менее он впервые утвердил светотень, что она на столетия стала непреложным требованием европейской живописи.

Фрески капеллы сравнительно хорошо сохранились благодаря тому, что были созданы, в основном, в технике «буон фреско», при которой краски наносятся на влажную штукатурку. При высыхании штукатурка и краска образуют единое целое, что позволяет надолго сохранить первоначальный колорит.
Капеллу освятили в 1305 г. в честь Мадонны делла Карита, а в 1306 г. роспись стен была, вероятно, закончена. То, что ее выполнение было поручено Джотто, недвусмысленно подтверждается хрониками XIV века.

Сравнительно небольшая капелла дель Арена, построенная в начале 1300-х гг. на руинах древнеримского амфитеатра, возможно, по проекту самого Джотто — в форме вытянутого прямоугольника с коробовым сводом* - довольно обширная (20 метров в длину, 9 метров в ширину и 13 метров в высоту) однонефная церковь, ее стены, лишенные архитектурных членений, образуют большие плоскости, интерьер ее прост. Изначально спланированные обширные настенные поверхности капеллы явно предназначалось для фресок, поскольку, кроме шести окон южной стены и западного портала, в ней нет ни архитектурных делений, ни скульптурных украшений, ни карнизов, ни колонн, ни выступающих ребер. Особенно примечательна северная сторона капеллы, некогда примыкавшая к дому, лишена окон, и словно специально была создана для росписей. Художник должен был решить сложную задачу — найти определенную систему расположения росписей, позволяющую не только украсить, но и ритмически организовать этот пустой интерьер.

Капелла была расписана согласно определенному плану. Арка пресбитерия * резко разграничивает пространство нефа и апсиды. Таким образом, Джотто получил в нефе как бы самостоятельное пространство и мог свободно компоновать один из наиболее единых в истории искусства фресковых ансамблей.
Этот обширный фресковый цикл включает в себя роспись коробового простого деревянного свода капеллы, уподобленного синей небесной тверди с золотыми звездами. Он разделен надвое широкой поперечной орнаментальной полосой, по которой в десяти медальонах размещены полуфигурные изображения Христа, Мадонны и ветхозаветных пророков, по четыре с каждой стороны.

Каждая отдельная сцена небольшого размера в соотношении к общей поверхности стены (2,31x2,02 м). На длинных стенах капеллы расположены в три ряда небольшие самостоятельные композиции, посвященные жизни Богоматери и Христа, связанные друг с другом как сцены одного рассказа. Каждая композиция, являясь частью целого, может восприниматься и как самостоятельное произведение. Фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники — почти так, как расчленены на прямоугольники фасады проторенессансных зданий. Собственно, это картины, написанные на стенах.
Нижний ряд начинается сравнительно невысоко — на расстоянии 3 метров от пола, а третий ряд расположен на высоте более семи с половиной метров. Размер каждой фигуры около одного метра, потому сцены второго яруса воспринимаются с трудом, не говоря уже о третьем ярусе. Все же именно в пределах этих небольших сцен зарождается у Джотто тип монументального стенного панно, которое затем становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи Ренессанса.

На торцовой стене помещено изображение Страшного суда, а на боковых — сцены из жизни Христа и Богоматери, расположенные в три регистра.
Дальше очень много прекрасных фресок )
das_gift: (Default)
Джотто. Джотто - особенная фигура, его нельзя через запятую, галопом, по основным датам - слишком значимый. Достоин пары постов, как минимум - слишком много работ, которые хочется показать, слишком много символов-историй, которые хочется расшифровать - хоть парой строчек. Краткоинформативность как стиль я попытаюсь соблюсти, но вот таким хитрым двух (или даже трех) постовым способом. Всячески рекомендую ознакомиться с Джотто поближе, и клянусь - то, что выглядит великолепно на фотографии, выглядит незабываемо наяву - реальная возможность постоять в воздухе семисотлетней давности, в мире, которого нет - со мной так было в церкви Санта-Кроче - фрески смотрели на меня, а не я на них, я - предмет их исследования - пристального и потустороннего. У Джотто невероятное умение совмещать два плана - земной и неземной, причем, в одной плоскости - такое немногим удавалось.- das_gift.

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок. 1266 или 1276-1337), флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно. Легенда о том, что Чимабуэ увидел пастушка Джотто, столь великолепно рисующего овцу, что Чимабуэ немедленно взял мальчика себе в ученики - все-таки только легенда.
Photobucket
Портрет Джотто ди Бондоне работы Джорджо Вазари.

Первое упоминание о Джотто относится к 1298; оно содержится в документе о полученной им оплате за мозаику Навичелла в старом соборе св. Петра в Риме; при перенесении из собора она, к сожалению, утратила свой первоначальный облик. Самые ранние из сохранившихся работ художника — сцены из жития св. Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304) .
Цикл состоял из двадцати восьми больших композиций на стенах продольного нефа базилики Сан Франческо. Сюжетной основой цикла является «Большая легенда»(«Legenda Maior») * св. Бонавентуры, написанная в 1266 году - названия глав которой были подписаны под соответствующими фресками - и три жизнеописания, написанные братом Фомой из Челано. Прототипом для этого цикла мог служить не дошедший до наших дней цикл Пьетро Каваллини в церкви Св. Франческо в Риме. Согласно Вазари, фрески Джотто написаны между 1296 и 1304 гг.

Однако фрески в Ассизи сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными произведениями Джотто. Авторство Джотто оспаривается по причине многочисленных неясностей в рассказах ранних источников о создателях этого цикла. Многие итальянские критики отстаивают версию их принадлежности Джотто и его мастерской. Из-за стилевых отличий от цикла фресок Исаака предполагается, что несколько, или даже большинство фресок францисканского цикла было создано, по крайней мере, тремя различными художниками, использовавшими оригинальные идеи Джотто. Их называют: Мастер легенды св. Франциска (основной создатель большинства изображений), Мастер погребения св. Франциска и Мастер св. Цецилии.
Это был первый и самый обстоятельный цикл изображений св. Франциска. К огромному сожалению из-за землетрясения, произошедшего осенью 1997 года рухнули своды с бесценными фресками, похоронив под своей массой четырех человек.

Цикл объединен программой, отражающей главные идеи францисканства, а в том, что касается личности основателя ордена, этот живописный декор отражает идею сопоставления Франциска с Христом.

giotto
Фрески в четвертом простенке нефа. 1290-е гг. Джотто ди Бондоне. Верхняя церковь Сан Франческо, Ассизи. Фреска.*

Дальше )
das_gift: (Default)
Амброджио Лоренцетти (итал. Ambrogio Lorenzetti, ок. 1295, Сиена — 1348, там же) — итальянский живописец сиенской школы, младший брат Пьетро Лоренцетти.

Дата рождения Амброджио Лоренцетти, так же как дата рождения его брата Пьетро, неизвестна. Ее относят примерно к 1290-м годам. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях наиболее прославленных живописцев» посвятил Амброджо маленькую, но очень лестную главу, описывая его как человека философского склада ума, который «переносил с духом умеренным и спокойным добро и зло, даруемые судьбой». Кроме того Вазари пишет, что Амброджо Лоренцетти был почитаем современниками не только как художник, но и как литератор, что он постоянно общался с людьми учеными и заслуженными, и «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника…»

До 1319 года имя Амброджио Лоренцетти нигде не обнаруживается, а первое его подписанное и датированное произведение — "Мадонна с младенцем" (1319 г., Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза).

&#1072;&#1084;&#1073;&#1088;&#1086;&#1076;&#1078;&#1080;&#1086; &#1083;&#1086;&#1088;&#1077;&#1085;&#1094;&#1077;&#1090;&#1090;&#1080;
"Мадонна с младенцем" 1319 Амброджио Лоренцетти. Музей религиозного искусства в Сан Кашано Валь ди Пеза, темпера по дереву.

Достаточно любопытное произведение - не слишком заметна традиционная сиенская плавная линия, объемность и масса заметны гораздо больше - да просто бросаются в глаза! - вполне "флорентийские признаки" - Мадонна в этой картине монументальна, она выглядит застывшей в напряжении. Влияние "флорентийца" Джотто можно проследить и в последующих произведениях Амброджио.
Еще )

Обзор

May. 24th, 2010 10:35 pm
das_gift: (Default)
Думаю, следует делать обзорные посты - каждые пять постов. Тэги, конечно, решают проблему, но они не бесконечны и не универсальны - не очень удобно тэгировать примечания и какие-то особенности. Сегодня будет обзорный пост, включающий все ранее написанное, далее - каждые пять постов.

&#1089;&#1074;&#1080;&#1090;&#1086;&#1082;

1. Ченнино Ченнини. Его определение рисунка. Рекомендация для подготовки бумаги. Что такое «carta accurra».

2. Энкаустика. Фаюмские портреты.
Определения: Пантократор. Конха. Сусальное золото. Поталь.

3. Темпера. Яичная темпера. Казеиновая темпера. Гуммиарабиковая темпера. Современная темпера. Достоинства и недостатки темперы.
Определения: Левкас. Чекан.

4. Ксилография. Продольная (обрезная) гравюра. Торцовая (тоновая, репродукционная) гравюра.
Определения: Гальваноклише. Эстамп. Штихель.
Имена: Урс Граф, Томас Бьюик.

5. Резцовая гравюра.
Определения: Чернь. Ведута. Понсон. Увраж.
Имена: Мазо Финигуэрра, Мастер игральных карт, Мастер E.S., М. Шонгауэр, А.Дюрер, А. Поллайоло, А. Мантенья, М. Раймонди, Лука Лейденский, Р. Нантей, Афанасий Трухменский, Л. Бунин, Чемесов Е.П., Скородумов Г. И., Уткин Н.И., Иордан Ф.И., Ухтомский А.Г., Дж. Флаксмен, Толстой Ф.П., Д. Митрохин.

6. Офорт. Травлёный штрих. Мягкий лак. Акватинта. Лавис. Резерваж. Пунктирная манера. "Сухая игла".
Определения: Глубокая печать. Валёр.
Имена: Д.Хопфер, Дж. Кастилльоне, Франсиско Гойя, Поль Гоген, Томас Бёрк, Д-В. Денон, Жак Калло, Рембрандт ван Рейн, Х. Сегерс, П. Поттер, Якоб ван Рёйсдал, Каналетто, Ж-Ф. Милле, Зубов А.Ф.

7. Трискелион, Трикветр, Vesica Piscis. Классический трикветр. Крест Каролингов. Трикветр - символ святой Троицы.
Люди: Алкмеониды - Клисфен, Перикл, Алкивиад
Мифология: Мананнан.

8. Никколо Пизано. Проторенессанс.

Люди: Фридрих II Штауфен

9. Джованни Пизано.
Библейский персонаж: Мариам.

10. Бернардо Дадди
Имена: Мастер святой Цецилии.

11. Жан Пюсель
Определения: Бревиарий, сангина, гризайль.
Люди :Карл IV Красивый, Жанна (Иоанна) д'Эвре.

12. Братья Лимбург.
Имена: Жан Малуэль.
Люди: Филипп II Смелый. Жан I Великолепный (Беррийский)

13. Таддео Гадди Аньоло Гадди.
Люди: Симоне Фидати, Бонавентура.
Библейские персонажи: Иоаким.

14. Чимабуэ Джованни.
Имена: Джунта Пизано.
Определения: Маэста. Дученто. Ассист.

15. Дуччо ди Буонинсенья. Таволетта ди Биккерна. Обратная линейная перспектива. Пределла. Стиль косматеско. Мафорий. Пополаны.

16. Таволетта ди Биккерна.

17. Пьетро Лоренцетти.
Кармелиты.
das_gift: (Default)
Пьетро Лоренцетти (итал. Pietro Lorenzetti; ок. 1280, Сиена — 1348, там же) — итальянский художник, сиенская школа.

Первое документальное упоминание о Пьетро Лоренцетти датируется 1305 годом, и он должен был быть на десять лет старше своего брата, художника Амброджо Лоренцетти, хотя, не исключено, что документ 1305 относится к другому человеку). Документальные свидетельства о Пьетро довольно скудные, если не считать таковыми жизнеописание, составленное Джорджо Вазари. Подобно Симоне Мартини, он сформировался в кругу зрелого Дуччо. Но в отличие как от Дуччо, так и от Мартини, его темперамент был более драматичным и страстным. После того, как Пьетро освободился от влияния Дуччо, он обратился к новаторствам Джотто, сочетая в своем искусстве сиенскую художественную традицию и новую трактовку пространства.

Первой документально подтвержденной работой Пьетро Лоренцетти является алтарь, написанный им в 1320 году для церкви Пьеве ди Санта Мария в Ареццо. В нем с одной стороны, видно влияние «Маэста» Дуччо, (это касается формата произведения в целом, типов лиц, и интереса к передаче пространства в сцене «Благовещенья» в верхней части алтаря), с другой, влияние скульптуры Джованни Пизано (трактовка складок одежды и жесты персонажей). Остальные произведения Пьетро, которые относят к его раннему творчеству, не имеют точных датировок.

&#1087;&#1100;&#1077;&#1090;&#1088;&#1086; &#1083;&#1086;&#1088;&#1077;&#1085;&#1094;&#1077;&#1090;&#1090;&#1080;
Полиптих.1320 г Пьетро Лоренцетти . Pieve di Santa Maria, Ареццо

Далее )
das_gift: (Default)
Сегодня пост вне очереди. На очереди были братья Лоренцетти - Амброджио и Пьетро - но будет совсем другое, хотя Лоренцетти тоже имеют к этому отношение, тоже поучаствуют.
Речь пойдет об изумительных Таволетта ди Биккерна (итал.tavoletta di Biccherna) - часто их называют просто "биккерна" - меня потрясли эти расписанные доски - какие-то больше, какие-то меньше, а самую любимую я отмечу отдельно, но они все абсолютно уникальны, самоценны, неповторимы и еще целый лохматый пучок самых восхищенных прилагательных. Только книги в таких обложках и можно называть Воистину Гроссбухи - das_gift.


Как уже упоминалось, Таволетта ди Биккерна (итал.tavoletta di Biccherna, слово происходит от итал. tavola — доска) — деревянные обложки для расходных книг сиенского казначейства. Расписывались лучшими сиенскими художниками.
В 1257 году сиенское казначейство «Биккерна», созданное городскими властями специально для учета доходов и расходов этого города-государства, установило уникальную традицию — заказывать художникам живописные панели для обложек своих гроссбухов, которые выпускались каждые полгода при смене штата казначейства. Столь частая смена штата была придумана, чтобы избежать коррупции. Традиция росписи деревянных обложек продолжалась до XVII (!!!) века, то есть фактически до конца существования этого казначейства.

Таволетта представляют собой деревянные доски размером 30Х48 см. На них обычно изображались какие-либо сцены, связанные с фискальной деятельностью, или какими-то городскими событиями (это потрясающе - учитывая, что почти все искусство было так или иначе религиозным - и вдруг такие "бытовые" зарисовки, но невероятно оригинально исполненные и со всеми положенными "временными налетами" - das_gift). До середины XIV века на таволетта изображались только начальники фискальной службы, сидящие в своем "офисе" (очень часто этими начальниками финансов выбирали монахов), однако позднее стали изображать разные сцены светского и религиозного характера. Поскольку в гроссбухах тщательно фиксировались все заказы на эти обложки-таволетта, и суммы, выплаченные за их изготовление, они для современных исследователей стали ценным источником информации о сиенских художниках XIII,XIV и XV и XVI веков. Главное собрание таволетта находится в здании городского архива Сиены.
Честно скажу, что сейчас для меня в Сиене - это место "желаю посетить" номер один. Максимум номер два. Потому что я еще раз пойду и в Сиенский "полосатый" собор и в Палаццо Публико, но вот потом... - das_gift

Биккерна-организация состояла из казначея, ответственного за расходы от имени городской коммуны и четырех начальников (provveditori), ответственных за расходы и одобрение выплат. Все чиновники назначались на шестимесячный срок, в конце срока рабочие счета передавались регистраторам, для предоставления в Генеральный Совет Сиены для изучения. Первоначально было два тома для предоставления совету: Entrata Provveditori показывал доходы и Uscita Camarlingo - показывал расходы. Для официального представления совету каждый том получал разрисованную деревянную обложку.

В течение 13 столетия на обложке для Uscita всегда изображался казначей за работой, а Entrata включало в себя гербы и названия четырех provveditori.

Самое старая биккерна изображает некоего Уго, монаха аббатства Сан Галигано и казначея того периода.
Самая старая таволетта - вот эта:

&#1090;&#1072;&#1074;&#1086;&#1083;&#1077;&#1090;&#1090;&#1072;
Отец Уго, казначей, из аббатства Сан-Гальгано, 1258 гг. Джулио ди Пьетро (Giulio di Pietro)

Прекрасные биккерна, хотя несколько "тяжелые" )
das_gift: (Default)
Дуччо ди Буонинсенья (Duccio di Buoninsegna) (около 1255–1319)

Итальянский живописец, основоположник сиенской школы 14 века. Первое упоминание о Дуччо в сиенских архивных документах помечено 1278 годом, и связано с заказом таволетта для Биккерны *. Дуччо испытал влияние так называемой итало-византийской живописи и французской миниатюры, воспринял отдельные тенденции искусства Проторенессанса. Кроме Сиены, Дуччо ди Буонинсенья работал также в Ареццо, Пизе, Лукке и в Пистойе. Созданные Дуччо алтарные образы с их орнаментальными золотыми фонами, звучной и изысканной цветовой гаммой отличаются мягкой поэтичностью, лиризмом, эмоциональной выразительностью линейного ритма, тонкой декоративностью (“Мадонна со святыми”, Национальная пинакотека, Сиена; “Мадонна с младенцем и двумя ангелами” или “Мадонна ди Креволе”, 1283-1284, Музей Собора, Сиена, первоначально находилась в церкви Санта Чечилия в Креволе; “Мадонна Ручеллаи”, 1285, Уффици, Флоренция).

Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным, и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой; соблюдены все привычные нормы: красный мафорий* на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца, и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.

&#1076;&#1091;&#1095;&#1095;&#1086;
Мадонна Креволе. Дуччо ди Буонинсенья 1282-84 гг. Сиена, Музей Собора.

Еще и еще )
das_gift: (Default)
Чимабуэ, Джованни (Cimabue, Giovanni) (ок. 1240 — ок. 1302), итальянский художник, один из ведущих мастеров флорентийской живописи 13 в. Его настоящее имя Ченни ди Пепо; прозвище Чимабуэ означает "Быкоголовый". Был последним итальянским художником, работавшим в византийской манере. Те или иные живописные произведения приписываются ему на основании стилистического сопоставления с мозаикой, изображающей св. Иоанна Крестителя из апсиды собора в Пизе (единственной работы, принадлежность которой Чимабуэ засвидетельствована документально), и образом св. Иоанна из фрески Распятие в Верхней церкви в Ассизи, которая считается одним из прекраснейших его творений.

&#1095;&#1080;&#1084;&#1072;&#1073;&#1091;&#1101;
Святой Иоанн. Чимабуэ. Деталь мозаики. 1301-02 гг. Собор в Пизе.

Еще )
das_gift: (Default)
Таддео Гадди (Taddeo Gaddi; 1290, Флоренция — 1366, там же) — итальянский художник и отец художников Джованни, Аньоло и Никколо Гадди.


Итальянский художник флорентийской школы живописи и отец известного художника Аньоло Гадди (1350-1396). Таддео Гадди учился у своего отца, художника Гаддо Гадди, позднее работал у Джотто ди Бондоне.
Гадди был крестником Джотто и, став его ближайшим учеником, проработал в мастерской своего учителя 24 года. Влияние Джотто сказывается в светлой чистой палитре художника и его вкусе к изображению массивных фигур. Особенно удавалось Таддео Гадди исполнение сюжетных композиций, чью привлекательность составляло умение мастера занимательно развернуть рассказ, используя множество выразительных деталей. Приблизительно с 1330 года Таддео Гадди стал самостоятельным художником во Флоренции.

Гадди превзошел своего учителя Джотто ди Бондоне по живости изображений, но не по изяществу колорита. Рисунки художника бывали довольно небрежны и грубы. Главное произведение Таддео Гадди — «Житие Мадонны» в капелле Барончелли во флорентийской базилике Санта-Кроче. Кроме него заслуживают упоминания триптих «Мадонна на троне» (Берлин), «Вечеря» в Санта-Кроче, «Мадонна со святыми» в церкви Санта-Тринита во Флоренции, триптих «Мадонна со святыми» (1366, Неаполь), фрески со сценами из жития святого Франциска в церкви Сан-Франческо (1342, Пиза). В фресковом цикле История Девы Марии в небольшой капелле Барончелли живость повествования, светские интонации, декоративная нарядность орнаментации и светлой красочной гаммы сочетаются со смелыми перспективными и люминистическими решениями; в Явлении ангела Иоакиму* и Благовещении пастухам Гадди впервые в итальянской живописи передал эффекты ночного освещения. Интерес к сложным пространственным решениям художник продемонстрировал в выполненной вместе с помощниками росписи Древо св. Бонавентуры* в помещении трапезной, где, предвосхитив Кастаньо, он при помощи перспективы добился впечатления, что сцена Тайной вечери иллюзорно выступает за пределы стены.

&#1090;&#1072;&#1076;&#1076;&#1077;&#1086; &#1075;&#1072;&#1076;&#1076;&#1080;
Капелла Барончелли. Флоренция, церковь Санта-Кроче.

Еще )

Profile

das_gift: (Default)
das_gift

October 2016

S M T W T F S
      1
2345678
910111213 1415
16171819202122
23242526272829
3031     

Syndicate

RSS Atom

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 20th, 2017 11:38 pm
Powered by Dreamwidth Studios